Эвенки (устаревшее название – тунгусы) – один из коренных малочисленных народов Севера. Они небольшими группами расселены на огромной территории от Оби до Тихого океана и от Северного Ледовитого океана до Прибайкалья и южных притоков Амура. За рубежом эвенки традиционно обитают на севере Монголии и северо-востоке Китая. В Китае проживает самая крупная по численности группа эвенков – 35 тыс. человек. Язык эвенков относится к тунгусо-маньчжурской семье языков. В науке существует гипотеза о некогда общей, алтайской основе происхождения тунгусо-маньчжурских, монгольских и тюркских языков. Г.М. Василевич считала, что в неолитический период с 6-5 по 2 тысячелетие до н. э. из алтайской языковой общности выделились охотники – предки тунгусо-маньчжурской группы и ранние скотоводы – предки монголов и тюрков. При этом первые осваивают горногольцевые районы, с юга примыкающих к озеру Байкал, а вторые – южные территории. Протунгусы представляли собой северную ветвь алтайской этнокультурной среды.
В конце серовского этапа неонита тунгусо-маньчжурская общность распадается на северную и южную группы. Южная часть становится ядром в образовании чжурчженей – предков маньчжуров (китайский этап неонита). Есть сведения о том, что южные тунгусы участвовали в образовании первого на Дальнем Востоке государства Бохай (698-926г.г.), затем государство чжурчженов (ХI – XIII в.в.), столицей, которого долгое время был Пекин.
Северная группа тунгусов, осваивая горную тайгу, примыкавшую к Байкалу, формирует тот самобытный тунгусский комплекс оленеводческо-охотничьего хозяйственного типа, который дошёл до наших дней. Период формирования прямых предков эвенков Г.М. Василевич связывала с дальнейшим перемещением прототунгусов на запад и восток от Байкала в связи с выходом к Байкалу кочевых тюркоязычных скотоводов. Из-за непрерывного продвижения тюрков тунгусы Прибайкалья и Забайкалья вынуждены были перемещаться на северо-восток Азии, в частности, на территории нынешней Центральной Якутии, заселенной юкагирскими племенами. Когда тюрко-язычные курыканы – прямые предки современных якутов были в XIII в. вытеснены из Прибайкалья на Север монголоязычными племенами, то древние якуты достигли бассейна средней Лены, занятыми тогда, в основном, тунгусскими племенами. Эвенки внесли известный вклад в формировании якутской народности на Лене, в состав которой вошло немало тунгусских родов.
По итогам переписи 2010 года, в Российской Федерации проживают 37 843 эвенков. Из них около половины (21008) живут в Республике Саха (Якутия), во всех её административно-территориальных образований.
Юг Якутии тунгусы заселили, освоили с незапамятных времён. Они же были первыми помощниками русских казаков – землепроходцев, затем старателей, геологов, будучи у них проводниками, каюрами, рабочими. Эвенки Юга Якутии, известные раньше как тимптонские, а ныне – иенгринские эвенки, прошли сложнейший путь в своём историческом развитии, находясь с XVII в. в составе Российского государства. Несмотря на все перипетии, катаклизмы царского, советского и современного периодов истории России, эвенки Иенгры сохранили себя как этно-социальную группу со своим самобытным укладом жизни, основанном на оленеводстве, охоте. Они – единственная в Якутии эвенкийская группа, сохранившая свой родной язык.
На территории Нерюнгринского района проживает свыше 900 эвенков, из них около 856 эвенков – это жители с. Иенгра. Они в подавляющем большинстве являются осёдлыми. Однако, около 30 семей, а это составит примерно 180-200 человек, кочуют вместе с маленькими детьми. Их дети школьного возраста учатся, живут в интернате.
В этнографической структуре эвенков Иенгры 37,5% составляют дети до 16 лет, 54,6% – люди трудоспособного возраста, 7,9% – лица пенсионного возраста. На долю женщин приходится 51,5%, на долю мужчин – 48,5% населения.
Эвенки составляют 60% населения села, русские – 30%. Живут в селе буряты, якуты и представители других национальностей. В селе около 160 эвенкийских семей, из них почти половина – национально-смешанная. В этносоциальной структуре эвенков самая большая группа – это рабочие, составляющие 80,1% всех занятых. А занято трудом всего 40% эвенкийского населения. 70% работающих эвенков трудятся в МУП «Иенгра» и родовых общинах. Их основное занятие – оленеводство и охота. В непроизводственной сфере – в учреждениях образования, здравоохранения, культуры, управления трудятся 26% эвенков. Инженерно-технических работников среди занятых эвенков – 2,7%, служащих – 17,2%. Появилась, как и по всей стране, новая социальная прослойка – безработные. Есть и скрытая безработица. Несмотря на все социальные перемены, эвенки хорошо помнят свою родословную. В Иенгре проживают семьи, относящиеся к древним родам: Бэллэт, Нюрмаганы, Сологон, Пуягир, Гуты, Донгой, Дэнгмэ, Бухачары, Кэптукэ, Лонгорки, Баттаки, Эмис. В связи с созданием родовых общин в определённой степени возрождается в новых условиях и родовая структура эвенков.
Хотя экологическая и политическая ситуация в стране усугубила положение в селе, иенгринцы не падают духом. Они создали и обустраивают родовые общины, ищут пути не только возрождение традиционного в хозяйственном укладе, культуре, но и способов, форм его наиболее целесообразного сочетания с модернизированными реалиями современного мира. Эвенки Иенгры, сохраняя свою этничность, открыты для взаимного обогащения культурными ценностями со всеми другими народами. Их экологический уклад жизни может внести в формирование более гармоничных отношений между человеком и природой в замене «силового» природопользования, культурно-экологическим освоением окружающей среды. В условия истощения месторождений полезных ископаемых, существовавшее тысячелетиями, эвенкийское хозяйство является примером для подражания в смысле сосуществования, коэволюции с природой.
Эвенки издавна осознавали себя частью природы. Окружающий мир, вещи, предметы наделяли душой. Анимистические представления в миропонимании эвенков породили шаманизм как форму религии. Шаманисты верят в существование духов. По эвенкийским представлениям, шаманы (саман – возбуждённый, иступлённый человек) является земным посредником духов. Общее название таких духов – сэвэн. Шаманы пользовались и пользуются огромным авторитетом и почетом. Они знатоки и хранители тайн народного целительства, культовых обрядов, благословений, образного языка, секретов психического воздействия на людей.
Фольклор, вся этнопедагогика, начиная с детских игр, направлена на ненавязчивые формирования в процессе приучения к труду таких качеств у подростков, как трудолюбие, физическая выносливость, честность, верность слову, скромность, взаимопомощь и товарищество.
В возрождении духовных ценностей и культурных традиций народа неоценимую роль играет средняя школа-интернат им. Г. М. Василевич, современный корпус которой введён в строй в 2002 г., также возведено здание Культурного центра. Визитной карточкой села давно стали Школа искусств, фольклорный ансамбль «ЮКТЭ».
Большую научно-методическую и практическую помощь школе, учителям, энтузиастам оказывают лаборатория эвенкийского языка и культуры, республиканская экспериментальная школа «Арктика», открытые в г. Нерюнгри. Тяга эвенков к возрождению традиций, культуры, педагогики велика. Отрадно то, что это стремление находит поддержку у администрации Нерюнгринского района, предприятий, учреждений и общественности.