Родовые общины

Родовые общины Иенгры

…Тех, кто раньше тебя солнце увидел, слушай!

Начиная с 30-х годов прошлого столетия, когда и на эвенкийской земле начали создавать коллективные хозяйства, началось строительство первых постоянных домов. Благодаря этому строительству образовалось и такое село, как  Иенгра.  Однако после распада СССР в начале 90-х коллективные хозяйства пришли в упадок и в конце концов исчезли. Правительство России приняло решение о переходе к организации родовых общин, с помощью которых можно было бы сохранить традиционный уклад жизни эвенков.

С самых древних времен эвенки вели кочевой образ жизни, занимаясь в первую очередь оленеводством и охотой. Два этих рода деятельности являются органической составляющей их материальной и духовной жизни. Современные эвенки, как и их предшественники, стараются почитать обычаи предков, древнейший уклад жизни, сохраняют родной язык и национальную культуру, передают новым поколениям секреты своего удивительного мастерства.

Сегодня жители Иенгры делают все для того, чтобы сохранить и увеличить поголовье оленей, не потерять традиционную отрасль. Родовые общины Иенгры организовали собственные хозяйства — Пуягир, Алдан, Беллет, Нюрмаган, Тумтон, Олдое, Бута, Куртак и другие. Эти кочевые родовые общины созданы для возрождения, сохранения и развития уклада жизни, культуры и родного языка. Общины сохраняют территории традиционного природопользования с их природными ресурсами. Люди, связанные общими условиями жизни, ведут традиционную хозяйственную деятельность на этнической территории, и благодаря деятельности родовых общин возрождается и сохраняется самобытная экономика, культура и язык, традиции. Основной социальной единицей, представляющей стержень общины, становятся род, семья. Общины, включая как трудоспособных, так и нетрудоспособных членов семьи, держатся на обычаях, добрых традициях, на естественных неписаных законах, на принципах взаимовыручки и на общечеловеческих ценностях. Работает молодежное объединение генеалогов-любителей «Кэргэн». Ребята занимаются изучением, и пропагандой культурного наследия эвенков на примере конкретной семьи, рода.

В 1992 году Госдумой России был принят Закон «О кочевой родовой, родоплеменной общине коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». С изменениями и дополнениями 1996 года он оформил законодательно движение родовых общин в правовом плане. В 1999 году был принят также Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ». http://constitution.garant.ru/act/right/180406/ «Традиционный образ жизни малочисленных народов — это исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области использования самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований», — говорится в статье 82 этого Закона.

Движение за создание родовых общин на Севере России наиболее ярко проявились в Якутии. Оно было тесно связано с проблемами землевладения и самоопределения малочисленных народов Севера.

Современные родовые общины Иенгры являются семейными или родственными группами. Поголовье общин составляет несколько сотен оленей. В них используется собственная техника и средства связи. Главными задачами общин становятся увеличение поголовья животных, сохранение национального образа жизни. Общинам сегодня непросто выживать без серьезной государственной помощи. Хорошие законы, которые призваны обеспечить возрождение малочисленных народов Севера, до сих пор не работают в полной мере. Чтобы выжить, родовым общинам нужно увеличить поголовье оленей и вести племенную работу.