Золотинская школа-интернат имени Г. М. Василевич

Глафира Макарьевна Василевич – легендарный человек для жителей Иенгры. Впервые она посетила Южную Якутию в 1947 году в пятидесятидвухлетнем возрасте. Глафира Макарьевна прекрасно владела эвенкийским языком, была всегда добра и внимательна к людям. По воспоминаниям старожилов, она отличалась целеустремленностью, выносливостью и приятно удивила всех, проехав верхом на оленях 250 километров от Токарикана до Сутама. В 1969 году, будучи доктором филологических наук, Глафира Макарьевна вновь приезжала в Золотинку в качестве руководителя научно-исследовательской экспедиции. Последняя ее поездка в возрасте 75 лет еще раз доказывает, что она крепко была влюблена в эвенков и в их уникальную культуру. Потому в год столетия Г. М. Василевич коллективом школы было принято решение увековечить имя этой удивительной исследовательницы. Постановлением Правительства Саха (Якутия) от 29 сентября 1997 года Золотинской средней школе-интернату было присвоено имя Г. М. Василевич.

Энтузиастами и пропагандистами изучения эвенкийского языка в семидесятые годы выступили Б. Л. Кронгауз и его супруга И. В. Монахова. К сожалению, их подвижничество не получило должной поддержки, но тем не менее оказало положительное влияние на становление учителей эвенкийского языка.

В 1986 г. с приходом Н. Д. Дымбрыловой сначала в качестве заместителя директора по УВР, затем директора возобновилась работа по изучению эвенкийского языка и культуры. Проводятся школьные семинары, разъяснительная работа с населением, родителями и учащимися.

В 1990 году успешное проведение зонального семинара «Проблемы преподавания эвенкийского языка и национальной культуры» определило творческий потенциал коллектива школы, участники – руководители, учителя школ Якутии, Сибири и Дальнего Востока – дали высокую оценку работе школы.

В 1992 году в городе Нерюнгри открылась лаборатория эвенкийского языка и национальной культуры, заведующей которой была назначена кандидат педагогических наук В. П. Марфусалова.

Сотрудниками лаборатории стали учителя школы: Ф. М. Леханова, Т.Ф. Александрова, К.И. Макарова, В. Максимова и Б.И. Леханов. Направления научной деятельности сотрудников были связаны с проблемами школы в целом.

На такой благодатной почве школа определяет тему экспериментальной работы «Национально-региональный компонент в обучении, воспитании и развитии детей в полиэтнической среде». В условиях реализации в республике Концепции обновления и развития национальной школы и республиканской программы «Эркээйи» школа приобрела статус экспериментальной площадки. Наладилось сотрудничество с ведущими исследователями Н.Я. Булатовой, А.Н. Мыреевой, С.П. Васильевой, П.В. Макаровым и Г.И. Кэптукэ, которые оказали моральную поддержку, учебно-методическую и теоретическую помощь.

12323213В годы эксперимента выросла целая плеяда учителей эвенкийского языка и национальной культуры. В их числе А. И. Максимова – учитель начальных классов, стипендиат Международного фонда «Дети Саха — Азии», автор учебных пособий, чей труд отмечен медалью «За трудовое отличие» (сегодня ее начинания продолжает дочь Я. В. Изюкова, учитель биологии). Это стипендиаты Международного фонда «Саха — Азия», отличники образования Республики Саха (Якутия), призеры конкурса грантов Президента Республики Саха (Якутия) К.И. Макарова, ныне заместитель директора республиканской школы «Арктика», и Т.Ф. Александрова, заместитель директора Золотинской средней школы-интерната. Они внесли достойный вклад в возрождение и развитие языка, материальной и духовной культуры эвенкийского народа, являются авторами учебников, учебно-методических пособий и рекомендаций. Это Ф.М. Леханова, выпускница школы, победитель конкурса «Учитель года России» в номинации «Сердце отдаю детям», автор учебных пособий «Эвэды таткалдярав», заслуженный учитель Республики Саха (Якутия), Почетный работник общего образования Российской Федерации, ныне директор центра развития1232113213 «ИН» «Жизнь» при Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это М.М. Кулешова, учитель эвенкийского языка, активная участница семинаров, научно-практических конференций, в том числе в Москве в 2002 году. Это авторы интересных буклетов по азбуке и национальным блюдам Л.И. Константинова и С.В. Дмитриева. Это О.В. Наумова, участница международных конференций по шаманизму в Англии (1997 год) и тендерной политике в Канаде (1999 год). Это Т.Л. Семенова, знаток эвенкийского языка и национальной культуры, директор музея Этнографии села Иенгра, отличник образования Республики Саха (Якутия).

Более тридцати лет бок о бок трудятся ветераны педагогического труда, отличники образования РС(Я) Л. И. Третьякова и Н.А. Румянцев, которые душой и сердцем приросли к доброй эвенкийской земле, стали родными для детей.

1232322213Методические объединения классных руководителей, естественно-математического цикла, руководимые отличниками образования республики М.С. Поповой и О.В. Трофименко по итогам городского конкурса отмечены в двух номинациях: «За профессиональную компетентность» и «За многообразие подходов в воспитании развитой личности». Заместитель директора по воспитательной работе Н.И. Юхновец является автором программы «Родовое воспитание».

Сегодняшний коллектив из года в год пополняется молодыми специалистами, в том числе выпускниками школы. Молодость, ориентация на новое, неизведанное, желание быть лучшими объединяет их в одно целое наших молодых коллег: А.В. Колесову, Я.С. Церунян, А.Н. Соломатину, А.В. Елизарову, Э.Ц. Шойнжонову, Ю.Ю. Юхновец, Т.В. Колесову. A.В. Семенова, А.В. Колесова и А.В. Емельянова.

Есть в коллективе звёздочки, которым присущи энтузиазм, нестандартные подходы к работе, высокая организованность и ответственность. Это Л. С. Шаповалова, учитель русского языка и литературы, руководитель школьного театра, участница конкурса лучших учителей на грант Президента России В.В. Путина. Это Т.В. Маркова, учитель начальных классов, прекрасный педагог, участница республиканских педагогических чтений, организатор интересных мероприятий, умеющая обеспечить творческое сотрудничество с супругом Е.М. Mapковым, учителем музыки. Четверо детей, требующих внимания и ласки, скорее становятся поддержкой, чем помехой для заместителя директора по УВР О.В. Поповой и учителя начальных классов Р.Н. Александровой.

1232333322213Л. И. Решетняк – выпускница Городецкого педучилища, была направлена в школу по направлению Министерства просвещения ЯАССР в далеком 1966 году. Она проработала учителем начальных классов с одной записью в трудовой книжке более двадцати лет. Три медалиста школы являются ее учениками. Воспитала двух прекрасных сыновей, занимается внучками.

Имена пятерых учителей школы – В.А. Будищевой, А.П. Герасимовой, Л.И. Решетняк, А.И. Максимовой и Ф.М. Лехановой включены в республиканскую педагогическую энциклопедию.

Фаина Матвеевна Леханова, закончив Ленинградский пединститут имени Герцена, много лет работала учителем в родной школе, совмещая свою педагогическую деятельность с научной. Она была сотрудником лаборатории эвенкийского языка и культуры НИИ национальных школ республики, а в 1999 г. поступила в аспирантуру МГУ им. М.В. Ломоносова. Опыт и талант педагога, творческая энергия и инициатива сыграли решающую роль, когда учитель села Иенгра стала победителем Всероссийского конкурса «Учитель года — 2000». Фаина Матвеевна является почет­ным работником общего образования России и заслуженным учителем Республики Саха (Якутия). В 2001 г. ее научно-педагогическая деятельность была отмечена премией Президента России.

В становлении школы и педагогического коллектива сыграли огромную роль бывшие директора школы. В разное время эти люди вложили частицу своей души и в развитие села. Среди них Ф.П. Лю, Т.И. Бачурина, Р.А. Филиппов, Е.В. Решетняк, Н.И. Самсонов, Н.И. Даняева, В.И. Костина, Ю.Ф. Ермаков, А.С. Мамрукова, СМ. Николаев, А.Т. Пузиков, Е.И. Бессонов, H.Н. Будищев, Н.Д. Щетинина, Н.Д. Дымбрылова. Все они достойны огромного уважения и благодарности сельчан.

Коллектив школы был всегда интернациональным. Здесь работали учителя со всех уголков великой России – от Горьковской области до Хабаровского края. Это А. А. Тетерин, И.А. Мурашкин, П.В. Балотурова, М.В. Донской, А.И. Давьщов, М.Н. Семенова, A.M. Кондакова-Ведюшкина, А.Л. Краутер, А.Д. Кунакбаев, О.М. Лядвиг, Л.Г. Подмарева, А.П. Усачев, В.В. Махоро, Э.М. Пахомова, А.И. Ахатова, Т.А. Кривошапкина, Л.А. Бабина, Р.А. Щукина, В.Г. Лодоев, Н.Д. Герасимова, П.Г. Мязин, В.М. Скутельник, Л.М. Белых, Н.Н. Трапезникова, И.P. Астафьева, Н.Н. Арефьева, Е.И. Плотникова, И.Ю. Грызлова, С.Г. Колесов, Л.П. Колесова, Ж.В. Захарова, Н.Н. Урусгильдиева, Л.А. Останина и другие.

Немало добрых слов заслуживают учителя, работавшие в разные годы: А.С. Мамрукова, А.П. Герасимова, Т.Г. Баженова, А.Т. Зайцев, Т.Л. Зайцева, В.Н. Цыренова, Е.Д. Афанасьева, С.Д. Афанасьев, Е.М. Северина, М.Г. Колесов, Ц.Ч. Батомонкуев, Ц.В. Оборов. Это люди творческие, влюбленные в свою профессию, детей и, самое главное, великие труженики своего времени, к сожалению, не дожившие до славного юбилея. Учебно-методическое пособие Ц.В. Оборова «Курс национальной культуры коренных народов Якутии», изданное в Москве, стало настольной книгой не только для наших учителей.

С образованием колхоза «Дружба» эвенки перешли на оседлый образ жизни. Постепенно, начиная с 1957 года, они стали съезжаться к новому месту жительства. Весной 1958 года сюда привезли школьников из Сутама, их сопровождали Е.Т. Дмитриева и В.Н. Захаров. Настроение у ребят было приподнятое. Еще бы! Перед ними открывалась новая жизнь в большом колхозе. «Нас везли на оленях, путь был долгим – 500 километров. Эрэмэнку – шоссейная дорога и машины, которые мы увидели, тут были для нас в диковинку», – вспоминала одна из воспитанниц Р. Г. Леханова. Детей сразу разместили в интернат, так началась новая жизнь для маленьких таёжников.

На протяжении многих лет с детьми работают добрые и отзывчивые воспитатели: С. Д. Даржаева, И. С. Дмитриева, А. В. Максимова, С. С. Антипина, Е. П. Макарова, Д. Д. Ринчинова, Н. А. Кондакова, В. В. Ванчикова.

Воспитанники интерната являются постоянными участниками общешкольных конкурсов «Дэвэлчэн», «Аякчана» и «Сигукан». Особое место в душе каждого воспитанника интерната занимают воспоминания о воспитателях В.А. Будищевой, Э.И. Цуркан, В.А. Щетинине и других.

Выпускники разных лет с уважением и любовью вспоминают добрых, терпеливых, порою строгих учителей: Г. И. Соловьеву, Л. И. Бессонову, Л. А. Бабину, В. Т. Усачеву, Л. Г. Радченко, С. Л. Махоро.

Научное общество учащихся и учителей является одной из составляющих интеллектуального развития личности и их выхода на научно-практические конференции разных уровней.

В марте 2005 года школа подтвердила статус республиканской площадки по реализации проекта «Школа — центр социокультурного развития села». Таким образом, творческая лаборатория учителей, учащихся и общественности ведет целенаправленную работу на конечный результат, ориентируясь на основные направления Послания Президента России Федеральному Собранию.

В последние годы опыт работы школы распространён и обобщён на научно-практической конференции IX Международного форума партнёров в образовании Севера «Проблемы и перспективы развития образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» и на Всероссийском семинаре «Проблемы удовлетворения этнокультурных, образовательных потребностей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Присутствовавшие на семинарах и конференциях коллеги, руководители министерств и ведомств, школ и иностранные гости отметили творческий дух коллектива, открытость и раскрепощённость детей, прекрасную современную школу.