Шаманы — посредники между людьми и духами

Шаманы – посредники между людьми и духами

Говоря о жизни и мировосприятии эвенков, нельзя обойти стороной их основную религию, которой является шаманизм. За многие тысячи лет своего существования в гармонии с природой эвенки выработали целую систему правил в виде заповедей и запретов, которые должен был соблюдать каждый житель таёжных просторов.

Основой шаманизма является посредничество между людьми и духами, которое осуществля­ют особые люди, называемые шаманами.

Шаманизм – не только вера в сверхъестественное. Это особая форма мировоззрения, в которой содержится очень много рационального по отношению к природе, к животным, миру, к людям.

Шаманом становится разносторонне талантливый, умный, мудрый человек. Шаманом может быть только глубокий носитель духовной культуры народа, знаток старины, обычаев, традиций. Шаман – это певец и сказитель, особый человек, обладающий мощной энергетической силой, хорошо знающий скрытые секреты культовых обрядов, владеющий тайнами и опытом народной медицины.

Заповеди и запреты эвенков отражают взаимодействие человека и природы. Вселенная, по поверьям эвенков, делится на Верхний мир, включающий Солнце, Луну, звезды, Нижний мир (злые духи, подземная река в царстве смерти) и Средний мир, в котором обитают люди. У каждого обитателя Среднего мира была своя жизнь и свои интересы, требующие уважения. По поверью эвенков, у каждого растения и животного есть душа, которая может отомстить человеку за причинённое зло.

Шаман выступает посредником между людьми и небесными силами – «божествами», охраняющими людей, оленей и других животных. В мифах и преданиях эвенков существует множество животных и птиц, которые являлись прародителями эвенкийских родов. Например, из исторических сказаний известно, что, наблюдая сходство в строении конечностей медведя и человека, древние эвенки пришли к выводу, что медведь раньше был человеком. По представлениям древних эвенков, в мире не было иерархии и человек не считал себя венцом Природы. Природа для эвенков не была неодушевлённым объектом, а была живым организмом, проявляющим ответные чувства, когда эвенк соприкасался с ней.

Удача охотника, оленевода, рыболова и даже его судьба во многом зависели от духа-хозяина местности, во владениях которого он находился. В тайге или на озерах и реках ничего нельзя было делать зря. Например, для костра использовался только сухостой, а если эвенкам нужно было сру­бить «живое дерево», то они должны были спросить разрешения у духа тайги, объяснив причину. Нельзя было понапрасну шуметь и разговаривать громко, особенно вечером и ночью, чтобы не разгневать духа тайги. И, наоборот, охотник мог обеспечить себе удачу, «договорившись» с духом-хозяином тайги Барелак — выполнив необходимый обряд и таким образом заручившись его поддержкой.

Широко распространённым обрядом является кормление огня. Огонь по сей день является самым почитаемым духом эвенков. Охотничья удача зависит от поведения человека по отношению к костру, на котором он готовит себе в лесу пищу, возле которого ночует. Тем, кто «кормит» огонь, дух «огня» дарует более удачную охоту.

Основной задачей эвенкийских шаманов является забота о душах сородичей и их благополу­чии. Это предопределяет содержание всех шаманских обрядов и камланий. Обряды делятся на три группы. Первые связаны с заботой о душах людей. Эти обряды отражают поиски и водворение на место «ушедшей» или «уведенной» души, «добывание» детских душ, проводы души покойного в мир мёртвых. Вторые призваны позаботиться о материальном благополучии рода. В числе таких обрядов сэвэкэ и синкелаун, а также добывание священной силы мусун для охотничьих амулетов, предсказания и гадания. Третьи обряды связаны со становлением шаманов, шаманскими духами и изготовлением предметов шаманской атрибутики.

Одной из самых главных и ценных ролей шаманов в эвенкийском обществе является целительство. Народные лекарства шаманы готовят из растений, минералов, насекомых, земной живности. Многовековой медицинский опыт выработал сотни снадобий, составы которых никогда не повторяют­ся. В особых, только ему известных, методах заключается отличие шамана от обыкновенного знахаря.

Легендарной шаманкой была Матрена Петровна Кульбартинова (Сынгалаева). Одним из двух живущих ныне шаманов в Якутии является Семен Степанович Васильев (Савей).