Музей этнографии

Музеи испокон исков были и остаются главным местом хранения и передачи из поколения в поколение богатой духовной и материальной культуры народов.

Такой своеобразный и интересный музей, где напоминают поколениям о подвигах предков, знакомят со светлейшими эпохами народной истории… (К.Ф. Рылеев) находится в с. Иенгра Нерюнгринского района.

История музея имеет давние корни. Еще в 60-е годы двадцатого века она началась по инициативе Даняевой Нины Ивановны, директора Золотинской школы — интерната.

Продолжили начатое дело Румянцев Николай Александрович, учитель истории, и Оборов Цыден Владимирович, учитель русского языка и литературы и национальной культуры. В настоящее время бессменным директором является Семенова Татьяна Проконьевна, ветеран труда, отличник образования РС (Я). Ими собран богатый материал, который представляет собой выставку предметов, коллекций, фотографий о селе и людях села.

Сегодня это уже музей — комплекс этнографии эвенков. Он находится на главной улице села Иенгра рядом с этнокультурным центром «ЭЯН».

Знакомство с историей села, культурой и бытом эвенков начинается со входа на территорию музея.

Посетители сразу окунаются в атмосферу жизни кочевого народа: спрятанное в зарослях молодых сосенок, перед глазами встает простенькое, но добротное строение, сооруженное по всем таежным правилам, колбо (своеобразный склад вещей и запасов на сезон), куре (изгородь) — загон для оленей, напоминает об отправившихся па пастбище оленей.

Чум, дровяник, таган (оллон) демонстрируют таежную жизнь эвенка.

Небольшое, но уютное здание самого музея радостно раскрывает свои двери пытливому и неравнодушному посетителю.

Именно здесь сосредоточен уникальный и интересный материал, собранный силами энтузиастов села.

Экспонаты, фотоматериал представлены в 5 разделах:

  1. «Религиозное верование эвенков».
  2. «Охота и рыболовство».
  3. «Оленеводство и культура»
  4. «Уголок боевой и трудовой славы»
  5. «Народное образование».

Раздел «Религиозное верование»

В веровании эвенков до сих пор присутствуют следы древних представлений и культов, связанных с почитанием небесных творцов и лесных духов. Служителем таких культов, имевшим родовой характер, является шаман. Именно он в тяжелых жизненных ситуациях эвенков — сородичей (болезни и т.п.) приходит им па помощь. Шаман почитаем народом. Поэтому в экспозиции данного раздела отражены атрибуты и одежда шаманов в картинках, а также представлены элементы камлания: бубен, колотушка и другие предметы, е помощью которых шаман имеет возможность связаться с Верхним и Нижним мирами.

Живя в тесной зависимости от природы, эвенки одухотворяют ее и верят в связь между душой человека и душами животных: никогда охотники — эвенки не били зверя больше, чем того требовали интересы жизнеобеспечения.

В этой связи выставочный зал «Охота и рыболовство» представлен 37 предметами, сгруппированными в следующем порядке:

1. Чучела птиц, волка и головы оленя.

2. Орудия охоты и лова.

Важное место в жизни кочевого народа занимало и рыболовство.

Посетители музея могут увидеть здесь такие орудия ловли, как острогу, гарпун, самодельные капканы, сушку для шкур и другие предметы для охоты и рыболовства, а также старинную лодку, на которой предки эвенков отправлялись па промысел.

Но главной чертой эвенкийской культуры все же остается «Оленеводство». Не случайно этот кочевой народ называли «всадниками на оленях». Именно это священное животное позволяет вести столь подвижную жизнь и осваивать таежные просторы.

Оленеводство, как труднейшая отрасль народного хозяйства, — это нелегкий труд, полный риска и опасности, требующий полной самоотдачи от оленевода.

Этот тяжелый труд по собиранию стада оленей, выпасу и уходу за ним развивает у пастуха выносливость и способность первоклассного бегуна.

Несмотря на это тяжелая таежная жизнь вызывает потребность у народа в ярких праздниках, когда можно проявить великое мастерство по изготовлению нарт и оленьей упряжи, подготовить оленя-бегуна к различным состязаниям, сшить нарядную национальную одежду и приготовить вкусное экзотическое блюдо.

Здесь можно по достоинству оценить женское шитье и вышивку цветными нитками и бисером. Орнаменты узоров отличаются яркостью, живописностью, колоритностью. Особый интерес представляют по своим решениям вышивки мастериц мехом, замшей в технике мозаики и аппликации. Этому и посвящен III раздел выставки «Оленеводство и культура».

Особой гордостью музея является «Уголок боевой и трудовой славы». Спокойные и пытливые глаза ветеранов глядят на нас с портретов. Выставка представленного материала дает возможность проследить судьбы иенгринцев в тылу и на фронте Великой Отечественной.

Истории просвещения эвенков Южной Якутии посвящен 5 раздел музея «Народное образование».

Начиная с далекого 1927 года и по сегодняшний день, мы узнаем этапы большого пути. Имена первых учителей, директоров, заслуженных работников образования занесены на доску почета.

Молодое поколение может познакомиться с первыми книгами, по которым занимались их бабушки и дедушки, увидеть фотоматериал о родственниках и знакомых, учившихся в школе в разные годы.

Этот раздел ставит перед собой задачи распространения и пропаганды профессии педагога, передового педагогического опыта. Учителя школы широко привлекают к своей повседневной работе материалы музея с целью решения вопросов по учебно — воспитательным задачам.

Музей живет и принимает гостей не только из уголков нашей страны, но из-за рубежа. А это значит, что самобытная культура эвенков, жителей села интересна и значима.

Геология

Народное образование

Оленеводство и культура

Охота и рыболовство

Религиозные верования эвенков

Уголок боевой и трудовой славы