Вклад ученых и педагогов в просвещение коренных народов Севера.
Глубокое влияние на исторические судьбы проживающего в Якутии, на Дальнем Востоке коренного населения оказал процесс открытия и освоения Россией земель Якутии и Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1632 году XVII века произошло присоединение Якутии к Русскому государству, ставшее поворотной точкой в истории ее народов. Со второй половины XVII в. в состав Российского государства вошли этнические группы, сложившиеся в глубокой древности на Северо-Востоке Азии, в Приамурье, Приморье и на Сахалине, – чукчи, коряки, ламуты (эвены), эскимосы (азиатские), алеуты, ительмены, тунгусы (эвенки), гиляки (нивхи), орочи, удэгейцы и др. Развитие малочисленных народностей проходило с этого времени под влиянием более передового общественного строя России.
После Октябрьских событий 1917 г. появилась возможность строительства новой культуры, отвечающей запросам коренных дальневосточных народностей.
Комитет Севера, просуществовавший до 1935 г., провел ряд крупных экспедиций на Северо-Восток и в Приамурье. Многие учёные в этот период совмещали свои исследования с работой на местах учителями, фельдшерами, служащими. Они помогали разрабатывать письменность и готовить учебники для северных народов. Глафира Макарьевна Василевич – одна из первых представителей советской интеллигенции, посвятивших свою жизнь созданию и развитию просвещения и культуры малых народностей Крайнего Севера.
На территории Крайнего Севера и Дальнего Востока создавались разнообразные типы школ: временные, передвижные, кочевые. Планомерное начало этой работы следует отнести к 1925 г., когда была создана северная группа – рабфак Ленинградского университета. Осенью 1926 г. по ходатайству Комитета Севера был открыт рабфак при Ленинградском институте живых восточных языков (ЛИЖВЯ). Местные органы власти направляли на учебу способных юношей и девушек из отдаленных кочевий и стойбищ, хотя многие из этих посланцев были неграмотны. За годы пребывания в институте они приобретали необходимые знания, а, возвратившись на родину, становились пропагандистами нового быта и культуры.
Со временем подготовка национальных кадров северян совершенствовалась. На базе рабфака был образован Северный факультет, затем постановлением секретариата ЦИК СССР от 21 июня 1929 г. северный факультет Восточного института был выделен в самостоятельное учебное заведение. Так был организован Институт народов Севера им. П. Г. Смидовича при ЦИК СССР. Целью его ставилась подготовка «из среды трудящегося населения» специалистов средней и высшей квалификации по советско-партийному и культурному строительству, кооперативно-колхозному и индустриально-промысловому делу для Севера. Это учебное заведение активно занималось научно-исследовательской и учебной деятельностью вплоть до Великой Отечественной войны. В его стенах была разработана в основе письменность для ряда северных народностей.
Создание письменности как важнейшей предпосылки всеобщей грамотности северян шло сложным путем. Процесс этот продолжался многие годы и развивался не только по восходящей: часто этому мешали поиски врагов народа в среде ученых. Работа по созданию письменности началась в Восточном институте, где с 1926 г. стали преподавать национальные языки для представителей народностей Севера. Впоследствии в разработке письменности приняли участие не только лингвисты и этнографы, но и учителя северных школ.
По данным В.А. Аврорина, первым языком, который начали преподавать, стал эвенский; его графика была разработана на латинской основе.
Внедрению грамоты на родных языках способствовали подготовка и выпуск Учпедгизом в 1932 г. букварей. Их авторы: В.А. Аврорин – «Новый путь» (нанайский), В.Г. Богораз – «Красная грамота» (чукотский), Г.М. Василевич – «Новый путь» (эвенкийский), А.П. Козловский и Н.Е. Афанасьева – «Новая жизнь» (нанайский, для взрослых), Е.А. Крейнович – «Новое слово» (нивхский), – Е.П. Орлова – «Наша книга» (эскимосский), С.Н. Стебницкий – «Красная книга» (корякский), В.И. Цинциус – «Новое слово» (эвенский) и др. С изданием букварей обучение в школах стало проводиться на родных языках, а русский изучался как учебный предмет.
В послевоенные годы исторический путь народностей Севера оказался на крутом повороте. Изменениям подверглась экономика хозяйства коренного населения. Начавшиеся процессы укрупнения национальных колхозов вынуждали коряков, чукчей, нанайцев, эвенов и других аборигенов покидать родовые угодья. Люди перемещались в «центры оседлости», в глубинных селениях закрывались школы, медучреждения, заготпункты, и волей-неволей жителям приходилось переселяться.
В конце 1947 г. существовало более 500 национальных школ с 18 тыс. учащихся, почти 7 тыс. детей и подростков обучались в школах-интернатах; завершалось всеобщее начальное обучение. С 1945-1946 учебного года в национальных школах округов, в том числе Корякского и Чукотского, появились подготовительные классы, где дети углубленно занимались родным языком.
Основной базой подготовки педагогов с высшим образованием для национальных северных районов Дальнего Востока в послевоенные годы являлись Ленинградский университет (северное отделение восточного факультета), Ленинградский пединститут им. А.И. Герцена (отделение народов Севера), Хабаровский пединститут. Учителей начальных классов готовили Анадырское и Николаевское-на-Амуре педагогические училища.
Подготовка национальных кадров, как и культурная жизнь в районах проживания народов Севера, во многом зависела от обеспечения учащихся учебниками, педагогов – методической литературой, а всего населения – доступными книгами на родных языках. В послевоенные годы издательства возобновили выпуск учебников и учебно-методической литературы для северных школ, книг для внеклассного чтения, словарей, художественных произведений. Значительный объем выпускавшейся литературы для северных регионов страны приходился на долю Ленинградского отделения Учпедгиза, которое было призвано наряду с учебниками для русской средней школы, педвузов и т. д. выпускать их и для школ национальных меньшинств народов Крайнего Севера. В 50-е годы старшим редактором Ленинградского отделения «Учпедгиза» был Борис Липманович Кронгауз, который вместе со своей женой Монаховой Ираидой Васильевной оставил яркий след в просвещении коренных народов Севера и Дальнего Востока. Шел поиск методических, стилистических, словообразовательных принципов создания современных литературных языков на основе наречий и диалектов, обслуживающих первобытные родовые общины и имевших соответствующий уровень развития. Создание литературных языков позволило писателям Севера выйти в своем творчестве из материнской колыбели родного фольклора и освоить новые для них жанры.
Внося существенный вклад в просвещение коренного населения Севера, школьное обучение, науку, российская интеллигенция облегчала постижение грамоты аборигенами, приобщала их к высотам мировой культуры. Бескорыстная поддержка русских просветителей помогала людям преодолевать пренебрежение административно-командной системы к их вековым традициям, облегчала тяжёлые условия северного быта.