Савей

Савей (Васильев Семен Степанович)

saveiВасильев Семен Степанович родился в п. Усть-Уркима 10 января 1936 г. Он из потомственной шаманской династии эвенкийских шаманов – генетический носитель.

Отец его Васильев Степан Владимирович был из рода Инилас (Интыл), буквально в переводе «маленький совенок, который начинает летать вечером». В 1942 г. ушел на войну, после окончания войны в 1945 г., когда возвращался домой, умер в Благовещенске в госпитале.

Мать, Максимова Мария Петровна, из рода Бугачар.

В семье было три сына. Первенец умер в детском возрасте, второй сын Семен («Савелий»), третий сын – Лука – умер в 1974 г.

Савелий окончил школу в Уркимэ, получил начальное образование. В 1966 году приехал в п. Золотинку, где работал охотником, оленеводом, рабочим.

В 1967 г. работал в Малом Нимныре оленеводом-каюром в Якутской геологоразведочной партии. Там женился на Колесовой Марии Гаврильевне из рода Бута. В 1971 году жена умирает в тайге. Весной уехал один в Якутскую геологоразведочную экспедицию. Работал каюром-оленеводом по р. Ботома, р. Толба, р. Лена, р. Синский, р. Санаиктах, р. Чоран, р. Эсит, р. Малыкан.

В 1972 г. по р. Амудика работал два года оленеводом-каюром, затем охотником. Весной женится во второй раз на Елизавете Максимовне из рода Баттаки. С женой зимой охотились, а весной делали полозья для нарт. Лиза стала кадровым охотником в совхозе «Золотинка». Умерла в ноябре 1996 г.

В 1973 г. на совете старейшин рода было принято решение, что Савелию нужно принять шаманство. С этого года начинает заниматься лечением больных. Основные болезни, которые он лечил: заболевания печени, почек, сердца, эпилепсия, различные патологии и др. Савей был одним из шаманов, который практиковал все имеющиеся обрядовые виды и методы шаманского лечения.

Настоящим шаманом он стал весной 1975 г. на маленькой речке Барылак в Алданской стороне, где он работал оленеводом-пастухом в колхозе «Алданский».

Курбальтинова Матрена Петровна

Курбальтинова Матрена Петровна (Сынгалаева) родилась в 1887 году в с. Тяня Олекминского района в семье оленевода из рода Нюрмаган. В семье было 14 детей, Матрена Петровна была старшей, поэтому вместо учебы ей пришлось помогать родителям воспитывать своих младших сестер и братьев. Всю жизнь она трудилась — обшивала всю семью. Шила при свечах, но при этом никогда не носила очки, так как зрение у нее было отличное.

С мужем Курбальтиновым Петром Филипповичем приехали из Олекминского района в 1937 году. Родилось девять детей, из которых живыми остались только трое: Евдокия, Михаил, Егор. Евдокия умерла от болезни в 18 лет. Михаил работал геологом, умер в 1949 году. Сын Егор женился на Федоровой Ульяне Николаевне. У них родилось 7 детей, все они оленеводы и охотники.

У Матрены Петровны 7 внуков, 25 правнуков, 14 праправнуков.

В 50 лет она стала шаманкой.

Матрена Петровна была глубоко убеждена в том, что ее миссия как шаманки — лечебная деятельность, оказание помощи людям в их горе и радости.

 Последний полет тунгусского шамана

— так может называться книга о жизни шамана из Иенгры – Савея, ушедшего из жизни 1 ноября 2013 года и преданного земле в своем родном селе 5 ноября. Дедушка Савей прожил 81 год, оставив после себя добрую память как о самом сильном шамане Якутии, известном далеко за пределами республики.

В этот ноябрьский день погода была как по заказу накануне выпал чистый белый снег, который слепил глаза, равно как и яркое солнце. Мороза еще не было, и на улице стоящие около этно-культурного центра жители Иенгры, пришедшие проститься с Савеем, были одеты еще в демисезонные одежды, без головных уборов. Хотя рядом привязанная упряжка оленей как бы напоминала о суровом севере. Рядом со зданием центра была разбита палатка, в которой ночью, как нам с фотокорреспондентом газеты Юрием Коковиным рассказали сельчане, около тела усопшего Савея камлал шаман Харатала, специально приехавший из Якутска. Правда или нет, но, якобы, во время камлания Харатала встречался с духом Савея, общался с ним. Дошел вроде только до 10 уровня, далее — до 18 уровня Хараталу не пустили духи, которые поведали, что следующим шаманом в Иенгре может стать молодая женщина, удаганка.

Мы еще застали Хараталу в помещении, где лежал Савей. Шаман общался с сельчанами, но вскоре быстро собрался и, закинув за плечи шаманский бубен в чехле, уехал. Нам сказали, что он свое дело сделал, уже попрощался с покойным. Так как поговорить с шаманом не удалось, мы расспросили очевидцев его камлания и надо сказать были несколько удивлены услышанным. Оказывается, он сильно напугал присутствующих на камлании в палатке людей, заявив, что если кто пошевельнется, того может постигнуть болезнь и вообще, мол, участвующие в его обрядах могут и умереть. Говорят, после этих слов очень многие палатку покинули. Довелось услышать и такое мнение, что приехавший шаман очень сильно озабочен своим пиаром, потому и ведет себя так, не совсем подобающе.

В зале рядом с телом Савея, в изголовье лежали два его костюма шамана – один из шкуры сохатого и совсем еще новый костюм из шкуры медведя, в котором он успел провести только пять последних камланий в свой визит в Якутске в конце октября, где по словам очевидцев он встречался с президентом республики, правда, зачем, никто не знает. 29 октября Савей приехал домой и в ночь с 31 октября на 1 ноября умер. Об этом нам рассказал помощник Савея, его можно сказать, библиограф – историк Анатолий Афанасьевич Алексеев. Мы познакомились тут же, в Иенгре, куда он спешно прилетел проститься с Савеем, как только узнал скорбную весть. Пока ожидали начала гражданской панихиды, мы с Анатолием Афанасьевичем долго говорили о шаманизме и теперь предлагаем вниманию читателей «ИС» интервью с этим удивительным человеком, поведавшем много интересного о шаманах и о Савее.

Вначале коротко о собеседнике. Алексеев Анатолий Афанасьевич — известный ученый-этнограф, доцент кафедры Всемирной истории и этнологии СВФУ. Организатор международных научных экспедиций и конференций на территории нашей республики, участник нескольких путешествий знаменитого исследователя Эрнста Мулдашева. При его непосредственном участии снято 13 документальных фильмов о Якутии кинокомпаниями Англии (Би-Би-Си), Японии, Франции, Швеции и других стран. Он читал лекции в Кембридже и Оксфорде, университетах Хоккайдо, Саппоро, Сеула, Аляски, принимал участие в работе Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов. Посвятил изучению шаманизма более 18 лет. В 2007 году его документальный фильм о шаманах демонстрировался в ООН в Нью-Йорке и завоевал золотую медаль «Всемирной цивилизаиии-2008». Именно на фотографиях Алексеева, сделанных японским пленочным фотоаппаратом, зафиксировано уникальное явление — шаманский невидимый огонь.

—        Алексей Афанасьевич, расскажите о Савее. Вы давно с ним знакомы?

—        Вы вероятно даже не представляете, какой великий шаман был Савей. Таких в мире — единицы. Он шаман 12 неба. Тут такая классификация: шаман 7 неба, его духовная сила распространяется на родовую территорию, 9 неба — отвечает за здоровье и генофонд этноса, 12 неба — за весь мир. Савей, когда стал шаманом 12 неба, мог без бубна и плаща улететь куда угодно. Шаман — не простой человек, он — избранник духов. Во время полетов он общается с духами и другими шаманами. Современная наука только подходит к пониманию шаманизма и роли конкретных шаманов в жизни людей. Я уже давно изучаю шаманизм и знаю, вернее, лично наблюдал, как шаманы продляют жизнь человеку, вылечивают больных. Они говорят: «Жизнь и смерть — это две стороны единой жизни. Со смертью жизнь не кончается — это только начало начал…».

Например, как со мной было. В феврале 1995 года у меня случился инфаркт, я долго лечился. Но потом попал в Иенгру к шаманке Кульбертиновой Матрене Петровне, которая сразу поняла, что меня надо лечить. Провела шаманский обряд с камланием, во время которого, хотите верьте, хотите — нет, заменила мое больное сердце на сердце молодого оленя. Я долго не рассказывал об этой необычной операции. Шаманы могут менять не только сердце у человека, но и другие органы — почки, селезенку, печень и т.д. Как правило, такой обряд проводится обязательно только до обеда, а все остальные камлания — после обеда. Я могу назвать десятки людей, которым провели такие операции.

— И как Вы себя чувствуете после этой операции? И почему Савей себя не смог вылечить?

— Теперь я никаких проблем не испытываю. Мое молодое сильное сердце позволяет мне ездить на охоту, рыбалку, подниматься в горы… Есть много вещей, о которых шаман никому не расскажет — запрещено духами. Думаю, себя он лечить не мог.

Савей ведь не родился шаманом. В те годы все были атеистами, в том числе и он. В начале семидесятых годов прошлого века у него началась шаманская болезнь. Это когда человек ведет себя неадекватно. Например, всю ночь бегает вокруг дома, может петь непонятные песни. Обычно врачи могут диагностировать психиатрическое заболевание и отправить в больницу. Но был тогда еще жив дед Савея, который был шаманом. Он сумел успокоить родственников и стал обучать внука шаманскому мастерству. Первый бубен Савею изготовили в 1975 году, хотя шаманить он начал с 1972 года. Тогда ему было уже за сорок. За годы, прошедшие с того времени, он сумел достигнуть самых вершин. Он уже мог выступать повелителем «духа огня».

— А сколько сейчас в Якутии шаманов? И остались ли ученики у Савея?

— Сейчас, думаю, осталось настоящих шаманов всего три или четыре в Якутии. У Савея есть ученик — Федот Иванов, он уже двадцать лет камлает. Живет в Вилюйском районе. В девяностых годах был бум шаманизма, многие объявляли себя шаманками или шаманами. Эти люди, как правило, обладали некоторыми способностями, в лучшем случае, были народными целителями, но не шаманами.

— Говорят, следующим шаманом в Иенгре может стать молодая женщина-удаганка. Что означает слово удаганка и слово шаман?

— Удаганка от монгольского слова «уда — повелительница огня». Значение слова шаман в переводе с языка тунгусов означает — работа с огнем. И действительно, тело шамана во время магического обряда камлания излучает свет. На фотопленке он проявляется как огненные сполохи, идущие от шамана к больным. На многих моих фотоснимках зафиксирована энергетика человека, предметов и их электромагнитные поля, которые невозможно увидеть глазами. Во время камлания шамана дух огня проявляет себя как физическое явление. Огонь на фотографиях Савея стал появляться с 1997 года. Сам шаман полагал, что это связано с его духовным совершенствованием. Однажды во время лечения за спиной шамана Савея проявился огненный топор. Когда я спросил его, почему появляется огонь, Савей засмеялся и рассказал: «Это шаманский огонь — дух огня. Мы, шаманы, общаемся с духами разных сфер. Огни на фотографиях — это духи. И через огонь мы ставим диагноз больному человеку и лечим разные болезни. Мы с духом огня договариваемся и вместе работаем. Это только со стороны видно, что я управляю огнем».

— Шаманы лечат людей, общаются с духами, а еще что в их власти?

— Они могут и предсказывать будущее, и изменять судьбу человека и многое другое. Я, например, неоднократно был свидетелем разговоров шаманов с усопшими людьми. Бывает, что человек умер, а родственники далеко, но чтобы узнать последнее желание усопшего, они обращаются к шаману, который выступает посредником в этом необычном разговоре. Все это, несомненно, лишний раз доказывает, что потусторонний мир существует. Шаманы его называют по-другому — духовной жизнью.

— А друг с другом шаманы общаются?

— Да, во время своих полетов. Савей, когда мы собирались на форум шаманов в Гренландию, за 20 дней до нашей поездки встретился во время камлания со всеми будущими участниками предстоящего форума из разных стран и континентов. А туда собирались шаманы  из Японии, Непала, Южной Кореи, Новой Зеландии, Африки, Бразилии, Перу. Он пообщался с ними, узнал их духовную силу, возможности, настроение и потом сказал мне, что мы можем спокойно туда ехать, там, мол, соберутся шаманы средней руки и опасаться нам нечего. Между шаманами всегда идет борьба. Вот костюм Савея один отдадут в музей, а другой должны спрятать в тайге, в лабазе. Он ему там понадобится. (Костюм шамана весит около 16 кг. Первый костюм изготавливается из шкуры оленя, следующий — из шкуры сохатого и потом только из шкуры медведя). Шаманам было очень нелегко, еще при жизни Матрена Кульбертинова мне говорила, что никому не пожелает быть шаманом или шаманкой. Незавидная доля.

— А правда, что в тридцатые годы в Якутии, когда сильно притесняли шаманов, был такой случай, что в здании НКВД выступал известный впоследствии Белый шаман – Кондаков, который прямо в зале, чтобы доказать сидевшим там чекистам свою магическую силу вызвал снегопад и после этого органы оставили его в покое?

— Да. Такой случай широко известен и описан во многих книгах. Подобное – вызывать снег или дождь, диких зверей могут шаманы 7 неба, это как бы галлюцинации. А вот Савей как шаман 12 неба мог гораздо большее. Например, его астральное тело бывало на Луне, Марсе, других планетах и звездах. Мне он рассказывал, что почти каждый год общался с инопланетянами. Говорил, что существуют добрая и враждебная землянам цивилизации, но к нему прилетали только из доброй. Они вроде поведали ему, что до 2050 года на нашей планете катаклизмов не предвидится, а в России в 2030 году произойдет какая-то революция.

В это конечно трудно поверить, но кто знает, правда это или выдумки. Есть еще одна история, о которой мне также рассказал мой собеседник Анатолий Афанасьевич Алексеев. Про то, как Савей помог Сочи стать столицей Олимпийских игр. Газета «Якутия» в 2010 году опубликовала на своих страницах материал Алексея Яровикова, в котором вся эта история подробно изложена.

В 2007 году российский город Сочи получил право на проведение зимних Олимпийских игр. И мало кто знает, что огромную роль в этой исторической победе сыграл шаман из Якутии. Но обо всем по порядку.

Голосование членов Международного Олимпийского комитета (МОК) состоялось пятого июля 2007 года в Гватемале. За право принять у себя Игры-2014 боролись около десяти городов, но в финал вышли — российский Сочи и южнокорейский Пхенчхан. Кстати, шансы последнего оценивались намного выше. Дело в том, что Пхенчхан уже претендовал на проведение зимней Олимпиады, правда, 2010 года. Однако во время голосования уступил канадскому Ванкуверу всего три голоса. Поэтому все были уверены, что члены МОК второй раз этот город не обидят.

За несколько дней до голосования возле стойбища шамана Савея в нерюнгринской тайге приземлился вертолет. После непродолжительных сборов Савей поднялся на борт Ми-8 и отправился в национальный эвенкийский поселок Иенгра. Там его ожидали гости из Москвы, представляющие заявочный комитет на право проведения Олимпиады в российском городе Сочи. По словам доцента кафедры Всемирной истории и этнологии СВФУ Анатолия Алексеева, высокие гости попросили якутского шамана оказать содействие в победе российской заявки на право принять зимни Олимпийские игры 2014 года. Савей ответил буквально следующее: «Вас столько людей прилетело, вертолет заказали, много денег израсходовали, могли бы просто позвонить, я бы все сделал». Тем же вечером он провел обряд камлания, которое длилось час, и после него сообщил московским товарищам радостную весть: «Духи сказали, что они удовлетворят вашу просьбу».

А дальше все известно. На решающем голосовании в Гватемале Сочи обошел Пхенчхан на четыре голоса — российскому городу отдал предпочтение 51 член МОК, южнокорейскому 47. Так, благодаря якутскому шаману Савею и избравшим его духам, российский город стал столицей XXII зимних Олимпийских игр. Так по крайней мере, считает Анатолий Алексеев.

Вот уже много лет Анатолий Афанасьевич изучает шаманизм.

Особенные люди

— Анатолий Афанасьевич, мне, как человеку очень далекому от шаманизма и прочего колдовства, интересно, а кто такие шаманы? Действительно это особенные люди, способные общаться с потусторонним миром?

— Шаманизм в Сибири начали изучать русские казаки и промышленные люди в 17-м веке, когда Ленский край был присоединен к Российскому государству. Но научное изучение шаманизма началось в 18-19 веках. С тех пор представления о нем претерпели существенные изменения. При советской власти вплоть до 60-х годов двадцатого столетия это явление рассматривалось как курьезный продукт примитивных заблуждений и откровенной патологии отсталых народов Сибири и мира. Ученые мужи объясняли любопытной публике: варварские некультурные люди занимаются непонятно чем.

Позднее, начиная с семидесятых годов прошлого века, наука вышла на другой уровень. Она стала изучать шаманизм как явление, имеющее место в общественной жизни.

Сейчас можно сказать, что в случае с шаманизмом мы сталкиваемся не просто с порождением ранней стадии развития культуры, но и с феноменами, имеющими отношение к сокровенным сторонам человеческого бытия и тайнам мироздания. Конечно, сегодня об этом явлении издано много книг во всем мире, в том числе и в Российской Федерации. Собраны и опубликованы различные материалы по различным аспектам шаманизма, но и по сей день мы не можем до конца раскрыть тайну этого явления. Его психологию, методы лечения, как совершаются полеты в космосе, какими знаниями они обладают.

Я встречался с шаманами из Непала, Африки, Бразилии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Перу, Японии, много раз присутствовал на их камланиях. Уже десятки лет изучаю этот феномен, но могу твердо заявить, что очень мало знаю о шаманизме.

В этой связи всегда вспоминаю слова тунгусской шаманкн-удаганки Матрены Петровны Кульбертиновой, которая умерла 12 января 1996 года в тайге. Когда мы впервые зашли к ней на стойбище, она, увидев нас, спросила: «Зачем приехали?» Я представился, сказал, что хочу написать книгу о шаманизме. В ответ на это она заявила: «Хех, столько книг о шаманизме написано, миллионы тиражей, но вы ничего о шаманизме не знаете, и твоя будет такой же макулатурой».

Но все же через некоторое время она сменила гнев на милость и вдруг сказала: «Если вы хотите что-то писать, то слушайте».

Она рассказала очень интересные вещи. Например, о том, как лечит, что чувствует во время полетов, как стала шаманом.

 О чем рассказала шаманка-удаганка?

 — И все же, хотя бы в двух словах, о чем рассказывала Матрена Петровна?

— О многом. В частности, она ругала советскую власть. По ее словам, когда в двадцатых-тридцатых годах прошлого века коммунисты начали свои репрессии против шаманов, в том числе и якутских, это стало началом физического и интеллектуального погрома духовной культуры народов Сибири и Севера.

Я с ней полностью согласен. От себя добавлю, что по сей день мы пожинаем плоды этой вакханалии. Многие до сих пор не верят в шаманизм, считая, что это отсталость и примитивность. Со всей ответственностью хочу заявить, что это явление стоит на одной ступени с такими большими науками, как философия, психология, космофизика, генетика, медицина и, как это ни странно, с современными нанотехнологиями.

— С философией, психологией и прочими в принципе можно согласиться, но нанотехнологии-то тут при чем?

— Нанотехнологии — это развитие науки не на клеточном уровне, а на уровне атомов.

Например, будут созданы медицинские приборы, которые запустят в кровеносные сосуды, капилляры. Они не только поставят диагноз, но и смогут лечить всевозможные болезни. Впереди нас ждет технологический ум. Однако этими методами шаманы пользуются уже тысячи лет. Они лечат болезни именно на уровне атомов, давно проложив дороги в микро-, макро- и мегамиры.

— Какую роль играют шаманы в нашем мире? Какие задачи решают?

— Шаманизм — это тайное древнее учение, стройная система мировоззренческих взглядов и знаний о человеке, обществе и окружающей природе. Шаманы давным-давно проникли в таинство жизни, смерти и мироздания. Поэтому им подвластно очень многое. Функции у них очень различны. Главная из них — охрана человека, семьи, рода и народа от пагубного влияния злых сил, негативной энергии. Также шаманы оберегают животный и растительный мир, природу, среду обитания человека, климат и многое другое.

Шаман — это не простой человек. Он избранник духов. Например, к шаману Савею прилетали люди из Москвы, других городов России и просили обучить их шаманизму, предлагали огромные деньги. Они говорили: «Мы способные, будем с утра до вечера усердно учиться». На что он отвечал: «Хоть тысячу лет учись, хоть десять миллиардов долларов заплати, но если нет природного дара, то ничего не выйдет. Это бесполезная трата энергии, времени и денег, вы никогда не будете шаманами».

— Вы упоминали о том, что шаманы перемещаются в космосе. Это происходит во время камлания?

— Не обязательно. В 1997 году мы летели на самолете в Лондон. За 20 минут до посадки в аэропорту Хитроу помощница шамана Савея Октябрина Владимировна Наумова просит его узнать, как там ее маленькие дети, которые остались в селе Иенгра. Савей отвечает: «Надо бы слетать». Физическое тело его по-прежнему находится в пассажирском кресле, а астральное перемещается в далекую Якутию. Я засекаю время, через пять минут Савей возвращается в свою оболочку и говорит, что слетал в Иенгру, заходил в дом Октябрины Наумовой, там все нормально. Заодно он посетил стадо оленей под Нерюнгри, заглянул в палатку. Там тоже все хорошо. Беспокоиться не о чем — и с детьми, и с оленями все нормально.

Но чаще, конечно, свои полеты шаманы осуществляют во время камлания. В своих путешествиях они всегда встречаются со сверхъестественными существами, духами предков и так далее.

…К сожалению, нам с фотокорреспондентом Юрием Коковиным 5 ноября после гражданской панихиды — пришлось уехать. Но очевидцы рассказывают, что во время похорон на кладбище (дедушка Савей попросил похоронить его рядом с могилой жены) все время кружил черный ворон. А символом Савея, как шамана, была именно эта птица и, как заметил тот же Алексеев, видимо, его дух парил в небе над родным селом.

Как бы само небо оплакивало уход шамана Савея в вечность. В день его смерти 1 ноября в Якутске прошел дождь, несмотря на уже давно выпавший снег и сильные морозы.

P.S. В начале марта следующего гола на День оленевода в Иенгре состоится выставка фоторабот Алексеева А.А., на которых запечатлен шаманский огонь во время камлания. Кстати, жители Иенгры только от Алексеева узнали, каким сильным шаманом был Савей.

Киян, Альбина Васильевна. Последний полет тунгусского шамана / А. В. Киян. — Инд. Севера. — 2013. — 15 нояб.